Город Токио, столица Японии Часть 2 (взято с Википедия)

20.01.2018
234
0
По состоянию на октябрь 2007 года по оценкам в Токио живут 12,79 млн человек, из них 8,653 млн человек живут в 23 специальных районах. В дневное время население увеличивается более чем на 2,5 млн работников и студентов, приезжающих из соседних областей. Этот эффект имеет ещё более ярко выраженный характер в трёх центральных районах (Тиёда, Тюо и Минато), чьё общее население по состоянию на 2005 год составило 326 тысяч человек ночью и 2,4 млн днём. Из иностранцев на 2008 год в Токио больше всего проживало китайцев — 145 320 человек, затем жителей Южной и Северной Кореи (117 567), немного меньше филиппинцев (31 974), американцев (19 408), индийцев (9 418), англичан (7 482)[7].
Во время первой национальной переписи 1920 года в столице проживало менее 3,7 миллиона человек, а в 1962 году население Токио достигло 10 миллионов[8]. Резкий демографический рост привел к чрезмерной концентрации населения, ухудшению экологических условий проживания, инфляции цен на жилье и т. д. В связи с этим, в 1980 и 1995 годах наблюдался кратковременный демографический спад[9]. Между 2000 и 2010 годами население метрополии выросло на 9 %[9]. Основной причиной роста остаётся постоянный наплыв переселенцев из других префектур.
Плотность населения в Токио самая высокая в Японии. По результатам переписи 2005 года она составляла 5750,7 чел/км2[9]. Наиболее заселённым является историко-административный центр Токио — районы Тиёда, Тюо и Минато. Из-за отсутствия свободной земли власти метрополии активно развивает строительство искусственных островов в Токийском заливе.
С 1960 года трудоспособное население Токио в возрасте от 15 до 64 лет составляет около 70 % от всего населения метрополии. Оно занято преимущественно в торговле, сфере услуг и промышленности. Самой многочисленной группой является 20-летняя молодежь[8].
С середины 1990-х годов население Токио быстро и неуклонно стареет. Это связано с постепенным спадом рождаемости в 1960-х годах, вызванным изменением традиционно японских семейных ценностей[11]. По состоянию на 2005 год, токийцы старше 64 лет составляли около 20 % населения. 2215 человек были старше 100 лет[11]. Половое соотношение также изменилось в конце 1990-х. Если в течение ХХ века в столице преобладали мужчины, то с 1998 года они уступили численностью женщинам[8].
Токио считается крупным международным центром. Однако количество иностранцев, работающих и проживающих в метрополии, невысоко. По состоянию на 2005 год они составляли лишь около 3 % всех жителей[11].

Экономика
Токио является главным экономическим центром Японии. Основу хозяйства метрополии составляют отрасли вторичного и третичного секторов экономики. По состоянию на 1995 год трудоспособное население Токио составило более 6,3 млн человек. По этому показателю метрополия занимала первое место среди других префектур. 0,5 % трудоспособных лиц были заняты в первичном секторе, 25,7 % — в вторичном, а 72,1 % — в третичном[12]. В связи со стремительной урбанизацией, первичный сектор экономики, который представлен сельским хозяйством и рыболовством, сильно пострадал по всему Токио, за исключением горного района Окутама и отдаленных островов. По уровню развития отраслей этого сектора столица занимает последнее место в Японии.
Показатели вторичного сектора, представленного промышленностью, ниже средних по стране. После Второй мировой войны Токио занимал первое место по уровню промышленного производства, но по состоянию на 2005 год опустился до восьмого. Главной причиной промышленного спада стало принятие в 1956 году «Закона о благоустройстве столичного региона»[13], по которому строительство новых заводов было запрещено, а старые промышленные предприятия переводились в отдаленные районы. Этот нормативный акт был призван решить многочисленные экологические проблемы Токио, страдавшего от чрезмерной концентрации промышленных предприятий.
Третичный сектор экономики является наиболее развитым. По состоянию на 1994 год доходы Токио от деятельности отраслей этого сектора составляли около трети от деятельности всех японских компаний сектора[12]. В Токио сосредоточены японские передовые предприятия, работающие в сфере интеллекта, информации и услуг. Около 90 % всех японских компаний, являющихся членами Токийской фондовой биржи, имеют свои главные представительства на территории столицы.

Первичный сектор
Токио занимает самые низкие места среди префектур Японии по количеству населения, занятого в сельском хозяйстве и размерам пахотных земель. По состоянию на 1995 год в столице насчитывалось 10 367 семей, которые обрабатывали 8 408 гектаров пахотных земель[12].
Профессиональные токийские фермеры составили 13,9 % от всех лиц, занятых в сельском хозяйстве, и 16,1 % от числа всех японских фермеров[12]. На одну семью или хозяйство приходилось в среднем 0,59 га земли[12]. Около половины пахотных земель не обрабатываются, поскольку треть фермеров старше 60 лет[12]. Большая часть сельскохозяйственной продукции выращивается в горном районе Окума и отдаленных островах, а меньшая — на приусадебных загородных участках. Столица обеспечивает себя овощами на 10,1%[12].
Роль шелководства и скотоводства в первичном секторе экономики Токио мала. После 1965 года производство резко сократилось. На конец 1990-х годов уровень потребления токийцами мяса и яиц местного производства не превышал 2 %, а молока — 4 %[12].
Лесничество, заготовка древесины и деревообработка развиты в горах Окутами. Основными породами дерева являются криптомерия и туполистный кипарисовик. Однако большинство лесов не вырубаются, а берегутся и используются как рекреационный ресурс. Так, по количеству лесных хозяйств Токио занимало 10 место из 47 префектур, а по количеству добычи древесины — лишь 42[12]. По состоянию на 1990 год государство владело 7,9 % всех токийских лесов. Остальные принадлежали частным лицам и общественным организациям. Отдельной отраслью лесничества, популярной в Токио, является разведение грибов сиитаке[12].
Рыболовство развито слабо. Токийский залив, который был традиционным местом для ловли рыбы, сильно загрязнён. Основное рыбацкое население живёт на отдалённых островах. Власти столицы способствует развитию туристического рыболовства[12].

Сэйсан Рёкути («продуктивная зелёная зона») в районе Сэтагая


Вторичный сектор
В 1950 году Токио занимал первое место в стране по объёмам промышленного производства. К 1995 году позиции столицы снизились до четвёртого места[12]. Главной причиной спада был перенос крупных промышленных предприятий за пределы столицы. Несмотря на это, Токио остается национальным лидером по количеству промышленных предприятий и лиц, занятых в промышленном производстве. По состоянию на 1994 год в столице насчитывалось 35 512 компаний вторичного сектора, на которых было занято около 667 тысяч человек[12]. Среди этих предприятий преобладали представители малого и среднего бизнеса. Штат 64 % всех промышленных компаний не превышал 10 человек[12]. Крупные заводы были размещены, в основном, за пределами столицы, в прибрежной полосе между Кавасаки и Иокогамой. В конце 1990-х годов прибыли исключительно столичной промышленности составили лишь 6 — 7 % от общеяпонских промышленных доходов — 19 триллионов иен. Но доля сети токийской промышленности, что простирается по территории всего южного Канто, составляла 23,1% этих доходов — 69 триллионов иен[12].
Основной отраслью промышленности Токио является машиностроение. В ней ведущее место принадлежит производству электротоваров и высокотехнологичных приборов — фотоаппаратов, часов, оптических линз и т. д. Эта продукция занимает одну четвертую часть внутреннего рынка этих товаров. Второй по значению отраслью является индустрия сборки машин и аппаратов, а также изготовление запчастей. Её предприятия контролируют 50 % японского рынка. Очаги этих двух отраслей расположены в районах Ота, Синагава, Мэгуро и Итабаси. Доля сырьевых компаний металлургической, химической, нефтеперерабатывающей и угольной промышленности от всех промышленных компаний Токио низка и составляет около 10 %[12].
Отдельную важную роль в системе вторичного сектора экономики столицы играет легкая промышленность. Её развитию способствует многомиллионное население Токио, постоянно нуждающееся в товарах широкого потребления. Ведущими отраслями являются пищевая, кожевенная и текстильная. Самые высокие прибыли имеет столичная издательская отрасль, которая выпускает около половины всей японской печатной продукции. Местами её расположения являются районы Тиёда, Синдзюку и Тюо. С конца 1980-х годов особое развитие получили бизнес моды в районах Минато и Сибуя, а также производство украшений, косметики и лекарств в районах Тайто, Сумида, Аракава и Кото. Характерными чертами лёгкой промышленности в столице являются доминирование средних и малых предприятий, а также сочетание предприятиями функций производства и продажи товаров[12].

Завод компании «Никон» в Нисиои, Токио


Третичный сектор
Токио является одним из трёх мировых финансовых центров, наряду с Нью-Йорком и Лондоном. Также, Токио — одна из самых экономически развитых агломераций в мире. Согласно исследованиям, проведённым компанией PricewaterhouseCoopers, токийская городская зона (префектуры Токио, Канагава и Тиба вместе, 35,2 млн человек) на 2005 год имеет ВВП в общей сложности $ 1,191 трлн (по паритету покупательной способности) и занимает первое место среди крупнейших агломераций в мире по ВВП. В 2008 году ВВП (по ППС) Токио достиг $ 1,497 трлн.[14] В 2009 году 51 компания из Fortune Global 500 находились в Токио.

Здание Токийской биржи, 1988 год

Токио является крупным международным финансовым центром и штаб-квартирой ряда крупнейших мировых инвестиционных банков и страховых компаний, а также выполняет функции концентратора транспортной, издательской и вещательной отрасли в Японии. В ходе централизованного роста японской экономики после Второй мировой войны многие крупные компании перенесли штаб-квартиры из таких городов, как Осака (историческая финансовая столица), в Токио, в попытке воспользоваться преимуществами более широкого доступа к власти. В последние время эта тенденция пошла на спад из-за продолжающегося роста населения в Токио и высокой стоимости жизни там.
Токио был оценён журналом «Экономист» как самый дорогой (самая высокая стоимость жизни) город в мире на протяжении 14 лет подряд, до 2006 года.
Токийская фондовая биржа Японии — крупнейшая фондовая биржа, а также вторая в мире по рыночной капитализации и четвёртая по величине доли в обороте.

Транспорт
Токио является главным транспортным центром Японии и региона Канто. По состоянию на 1994 год в сфере транспорта работало 470 тысяч человек[15].

Автодороги
Местом нулевого километра Японии является токийский мост Нихонбаси. Отсюда в виде лучей идут главные транспортные артерии — государственные автодороги № 1 и № 15 (бывшая Токайская дорога), № 20 (бывшая Кайская дорога), № 17 (бывшая Горная дорога), № 4 (бывшие Муцивская и Никкосская дороги), № 6 (бывшая Митосская дорога), № 14 (Тибская дорога), № 254 (Кавагоэвская дорога), № 246 (дорога в Ояму), № 122 (дорога Никко-Онари).
В 1975 году сетка этих путей была целиком модернизирована и дополнена новыми скоростными автострадами: Токийской, Центральной, Северо-Восточной, Дзёбанской, Восточного Канто и Набережной. Также дополнительно были проложены 11 скоростных дорог на территории 23 специальных районов Токио. Центральная часть метрополии окружена Кольцевой дорогой. Она образована сочетанием бывшей Камакурской дороги и автострады № 16. Для улучшения движения транспорта на этом пути проложены дополнительные 8 путей. Существующая сеть дорог обеспечивает надлежащее движение автомобильного транспорта, следующего из Токио в регионы и обратно. Однако внутри самого Токио остается нерешённой проблема заторов на дорогах во время часов пик. Постоянно высокая концентрация автомобильного транспорта в столице является причиной сильного загрязнения воздуха[15].

Железные дороги
Железнодорожный транспорт является основным видом общественного транспорта в Токио. Он ежедневно перевозит сотни тысяч пассажиров. Ведущей железнодорожной компанией столицы является JR, которая работает с 1872 года. Токийский вокзал является отправной точкой для обычных поездов, направляющихся в соседние регионы главными линиями Токайдо и Собу, а также для скоростных синкансенов, осуществляющих перевозки в регионы Токай, Хокурикудо, Тохоку и Дзёэцу. Станция Уэно служит местом отправки обычных поездов главной линией Тохоку, линией Дзёбан. Станция Синдзюку является центральной станцией Кольцевой столичной дороги JR. В Токио работает разветвлённая сеть железных дорог, соединяющих все удаленные точки метрополии с 23 специальными районами. Это линии Яманотэ, Сайкё, Йокосука, Кёхама-Тохоку, Мусасино, Намбу, Кёба, Йокогама, Омэ, Ицукаити и т. д. Кроме JR в Токио действуют меньшие частные железнодорожные компании — «Токю», «Кёо», «Одакю», «Сэйму», «Тому», «Кёсэй», «Кёкю» и другие. С 1995 года по Радужному мосту в районе Токийского порта ходят скоростные железнодорожные лайнеры «Юрикамомэ», а в 2005 году начал работу новый «Экспресс Цукуба», что связал город Ибараки с токийским районом Акихабара[15].
Популярным средством общественного транспорта является Токийский метрополитен. Он работает с 1927 года в пределах 23 специальных районов. Метро имеет разветвленную сеть линий, которая покрывает всю-восточную часть метрополии. Это линии Гиндза, Маруноути, Хибия, Хандзомон, Тиёда, Тодзай, Юракутё, Намбоку, Фукутосин, Мита, Синдзюку, Асакуса, Оэдо. Из-за развитости метрополитена и автомобильного транспорта токийские трамваи, которые работали в столице с 1903 года, практически исчезли. На конец 1990-х годов действовала лишь 1 трамвайная линия Аракава между местностями Саннова-баси и Васэда.

Авиаперевозки
С 1931 года в Токио работает аэропорт Ханэда, переименованный в 1952 году в Международный аэропорт Токио. Более тридцати лет он был главным «окном» Японии в мир. С 1978 года, после сооружения Нового международного аэропорта в Нарите, в префектуре Тиба, старый аэропорт стал специализироваться преимущественно на внутренних перевозках. Несмотря на это, аэропортом Ханэда пользуется вдвое больше пассажиров, чем аэропортом Нарита[15]. Ежегодно через оба аэропорта проходят около 35 % всех авиапассажиров, которые посещают или вылетают из Японии[15]. Центр Токио связан с аэропортом Ханэда монорельсом, а с аэропортом Нарита — скоростными поездами компании JR . Кроме этих аэропортов существует несколько региональных аэродромов для гражданских самолетов. Они связывают столицу с отдаленными островами Осима, Миякедзима, Ятакэ и другими[15].

Средства массовой информации
Токио — ведущий японский и международный информационный центр. В столице размещены главные представительства 80 % всех японских газет и издательств: Ёмиури симбун, Майнити симбун, Нихон кэйдзай симбун, Иванами сётэн и т. д. Региональные печатные средства массовой информации имеют в Токио дочерние представительства. В столице сконцентрировано 90 % общеяпонских доходов от печатной продукции[16].
Токио является местом нахождения штаб-квартир пяти общенациональных телекомпаний: Японской телерадиовещательной корпорации (NHK), ТВ Асахи, Фудзи ТВ, Ниппон ТВ (NTV) и Токийской телерадиовещательной системы (TBS)[16].
В столице развито библиотечно-архивное дело. Центральными учреждениями этой отрасли являются Национальная парламентская библиотека Японии, что сохраняет все японские печатные издания, опубликованные после 1945 года, и Национальный архив Японии, который включает старую библиотеку Кабинета министров. Крупные библиотечные фонды имеют библиотеки университетов, размещённые в Токио, Библиотека восточной литературы, а также специализированные библиотеки[16].
Национальная парламентская библиотека


Образование
В Токио расположено множество колледжей, профессиональных училищ и университетов, включая такие наиболее престижные как Токийский университет, Токийский (Объединённый) Столичный Университет, Университет Хитоцубаси, Токийский технологический институт, Университет Васэда и Университет Кэйо[17].

Токийский университет


Культура
Со времени основания сёгуната Токугава в Эдо в 17 веке, Токио был политико-культурным центром страны, поэтому на его территории сохранилось много культурных достопримечательностей. Замок Эдо является главным украшением столицы, особым памятником истории и культуры. Первый, второй и третий замковые дворы отведены под Токийский Императорский дворец, а северный двор преобразован в парк. По периметру замка расположены старинные башни, каменные стены и глубокие рвы. Среди исторических памятников — Усадьба рода Мацудайра, Старый дворцовый парк Хама — бывшая усадьба сёгуна Токугавы Иэнобу, Сад Коисикава Коракуэн — бывшая усадьба рода Токугава из княжества Мито.

Окулярный мост замка Эдо


https://ru.wikipedia.org


Метки материала
Токио, Часть
Об авторе
Имя *:
Email *:
Код *:
События в Мире

Смотреть всё »
Общество

Смотреть всё »
Происшествия

Смотреть всё »
самые читаемые за час
Материалов за текущий период нет.

Интересное




Последние события

Материалов за текущий период нет.